152-мм крепостная гаубица
обр. 1909 г.
1909

Журналом Артиллерийскою комитета от 9 марта 1909 года рассмотрены результаты испытаний в конце 1908 года — начале 1909 года 152-мм тяжелых гаубиц Круппа, Рейнского завода (Эрхардта), Шнейдера, Шкода и Бофорса. Испытания включали в себя стрельбу на Главном артиллерийском полигоне и возку в артиллерийской офицерской школе.
Гаубицы Шкоды и Бофорса были признаны непригодными для валового заказа, а из трех остальных предпочтение отдано Шнейдеру.
Система Шнейдера была в 1910 году принята на вооружение под наименованием «152-мм крепостная гаубица обр. 1909 г.».
Канал и камора 152-мм гаубицы обр. 1909 г. позволяли стрелять из нее всеми снарядами, принятыми к 152-мм пушкам обр. 1877 г. в 120 и 190 пудов.
Изготовление 152-мм гаубиц обр. 1909 г. велось на Путиловском и Пермском заводах.
В 1930–1931 годах на Пермском заводе была проведена модернизация 152-мм гаубицы обр. 1909 г. Первоначально модернизация заключалась в удлинении зарядной каморы до 340 мм за счет уменьшения нарезной части канала до 1660 мм. Вес ствола и затвора не изменился.
Модернизированная гаубица имела на кожухе и на казенном срезе надпись «удлиненная камора». Лафет отличительных знаков не имел. Ствол гаубицы мог быть поставлен на любой лафет 152-мм гаубицы обр. 1909 г.
Модернизированная гаубица была принята на вооружение в 1931 году под названием «152-мм гаубица обр. 1909/30 г.».
Всего было модернизировано 362 гаубицы обр. 1909 г.. Модернизацией орудий занимался Киевский арсенал.
|
Тактико-технические данные |
152-мм гаубица обр. 1909 г. |
Калибр, мм: |
152,4 |
Вес в боевом положении, кг: |
2725 |
Длина ствола, мм: |
2160 |
Длина ствола, калибров: |
14 |
Угол ГН, град: |
±2°50' |
Угол ВН, град: |
0; +41 |
Скорострельность, выстр/мин: |
5–6 |
Вес снаряда (осколочно-фугасный), кг: |
40,0 |
|
Факты |
Страна-производитель |
Россия, СССР |
Конструктор |
|
Кол-во выпущенных экземпляров |
|
Годы выпуска |
1909 |
|
|
|
|